«Regnum» пытается наступить на горло «Славянском базару в Витебске»
На печально известном шовинистическом ресурсе «Regnum» появилась статья, осуждающая фестиваль «Славянский базар в Витебске» за отход от интеграции постсоветского пространства, а победителя этого года Алексея Гросса — за вышиванку и песню из репертуара «Bon Jovi».
«Деньги белорусских налогоплательщиков и финансовая помощь России во время очередного кризиса бесконтрольно тратятся бюрократией на бездарности и пошлости», — утверждает автор материала «Что случилось с фестивалем «Славянский базар», некто Сергей Шиптенко.
По его мнению, изначально фестиваль вдохновлялся политическими причинами и задумывался как интеграционное культурное мероприятие для противостояния «тенденциям разъединения славянских народов после расчленения СССР». С помощью «Славянского базара» пытались сохранить общее политическое пространство хотя бы средствами культуры, считает господин Шиптенко.
Теперь же, пишет автор тенденциозного материала, фестиваль, изменив своим интеграционным идеалам, приобрел космополитический оттенок. В статье этот момент датируется 1998 годом, что не удивительно — ведь тогда на «Славянском базаре в Витебске», победил певец Рафаэль из Израиля, а что может быть страшнее для «русского патриота»?
Впрочем, господина Шиптенко раздражает не только космополитизм международного фестиваля, но и стремление белорусской стороны, как он выражается, «наложить на всё происходящее отпечаток «национального своеобразия» в духе нынешнего политического заказа властей на «национальное возрождение». Вот так: и космополитизм — плохо, и национальное своеобразие — плохо.
Организаторы, пишет Шиптенко, мечтают сделать из «Славянского базара» ремейк «Евровидения», дабы удовлетворить комплексы несостоявшихся покорителей европейских столиц за счёт белорусских пенсионеров, инвалидов и прочих более нуждающихся в бюджетной помощи.
Также организаторы, похоже, обвиняются в черствости и нежелании услышать «народ Донбаса». Как пример, Сергей Шиптенко указывает, что в 2014 году фестиваль проходил с 10 по 14 июля, «когда шли интенсивные бои под Луганском с применением танков, самолётов и артиллерии» и концерты в Витебске проходили «на фоне кровавых боёв и человеческих жертв». Можно подумать, что танки и «зеленых человечков» в соседнюю страну послали организаторы «Славянского базара», а не руководство Российской Федерации.
В вину же победителю нынешнего конкурса Алексею Гроссу он ставит то, что тот одел на выступление вышиванку, спел песню из репертуара американской группы «Bon Jovi», а затем посмел предложить вести концерты «Славянского базара» на белорусском и английском языках.
Вообще же весь текст пронизан каким-то отвращением и пренебрежением к Беларуси: «классическими композиторами и исполнителями в Белоруссии ситуация весьма напряжённая», «высокая культура … не приживается в провинции», «подтянуть провинциальную Белоруссию», «ничем выдающимся постсоветская белорусская музыкальная культура похвастаться не может», «скучный и искусственный «национальный колорит», «на местной «мове» и т.д.
Свой обличительный опус Шиптенко подытоживает выводом о том, что фестиваль с каждым годом всё больше теряет лицо, превращаясь в некое хаотичное космополитическое мероприятие, которое воспевает пороки глобализации — упадок и смешение традиционных искусств, вестернизацию, насаждение массовой культуры и предельно дурного вкуса.