Народные новости Витебска

В Витебском центре современного искусства легендарный Сан Саныч представил свои лучшие работы

Патриарх витебского авангарда Александр Соловьёв в преддверии 90-летия собрал поклонников своего мастерства в большом зале Центра современного искусства.

Вклад Александра Соловьёва в развитие белорусского и витебского художественного искусства огромен. Свою судьбу с Беларусью художник решил связать в далёком 1959 году, когда поступил в Белорусский государственный театрально-художественный институт. По его окончании с 1965 года он работал художником-постановщиком в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа, а впоследствии стал его главным художником. В 1973—1977 художник являлся председателем правления Витебской областной организации Союза художников БССР. В 1982 году Александру Александровичу Соловьёву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств БССР.

За время работы в коласовском театре, художник оформил более восьмисот спектаклей в Витебске и более ста — в различных театрах Беларуси и других стран. Как художник выросший на классической школе и мировых образцах реализма Александр Соловьёв не искал лёгких путей, а постоянно изучал всевозможные варианты взаимодействия абстрактных и реалистических форм, одним из первых стал совмещать реализм с абстрактным искусством.

Сам Александр Соловьёв считает ошибочным само определение абстрактного искусства: «Это глупость. Всё искусство абстрактно. Невозможно перенести на бумагу живого воробья. Это будет только его изображение – то, каким его видит художник».

Картины Соловьёва сложны для восприятия, но их и не нужно пытаться понять, их нужно почувствовать. В каждой работе автора изображено, даже зашифровано нечто большее, чем можно увидеть, это — не просто сочетание красок, света и их тонов. В работах Александра Соловьёва присутствует часть его души, которая прошла через многие испытания, включая страшные фронтовые годы и тяжёлое послевоенное время.

Обилие тёмных тонов в произведениях художника объясняется именно переживаниями автора и попыткой выразить эти чувства в своём творчестве. Но, в то же время, в этих же работах всегда есть место для оптимизма и среди мистических образов и архаичных ликов, в замысловатых узорах зритель, вдруг, замечает неких дев, муз или ангелов, символизирующих начало чего-то нового и светлого.

Александр Соловьёв призывает людей не успокаиваться, не зацикливаться на повседневной суете, чаще вспоминать о более важных вещах и понятиях, о своём предназначении, смысле бытия.

Художник так рассказывает о своих картинах: «Это мой личный взгляд на мир, эпоху, мое ощущение в пространстве, моя исповедь перед обществом, мои поиски истины. Это может быть не понятно даже мне самому. Но мне никогда не хотелось быть натуралистом, хотелось что-то искать, идти в неизвестность, лететь в высокие дали».

«Искусство требует самопожертвования, оно без крови не бывает, оно требует жертв. Искусство нужно для того, чтобы оставаться человеком. Оно – мечта, которая поднимает человека от земли к небу. Искусство – это одиночество, самое драгоценное, что есть у художника. Искусство – это искренность до предела, в нем врать нельзя. Я признаю в искусстве только исповедь», — утверждает патриарх и один из основоположников витебской художественной школы Александр Александрович Соловьёв.