Экспериментальная экспозиция трэш-культуры Валентины Ляхович открылась в Витебске
В арт-пространстве на Толстого, 7 состоялось открытие обновлённой выставки Валентины Ляхович «Преобразование-стагнация и Я».
Валентина Антоновна Ляхович родилась в Ленинградской области в 1945 году. В 1968 году она окончила художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического института. Работала на Витебском комбинате искусств. Преподавала в ВГУ на художественно-графическом факультете. С 1973 года состоит в Союзе художников СССР, член Белорусского союза художников.
В прошлом году известная витебская художница и преподаватель Валентина Антоновна отметила свой 70-летний юбилей. В рамках этого события в мае, в арт-пространстве Витебского музея современного искусства по улице Толстого, 7, была представлена персональная выставка Валентины Ляхович «Кола жыцця». Спустя некоторое время художница решила обновить экспозицию, добавив в неё новые арт-объекты и не много изменив концепцию.
Долгое время Валентина Ляхович работала преимущественно в технике акварели, создавая реалистические портреты, пейзажи, натюрморты. Позднее увлеклась экспериментами в области современного искусства, создавая скульптуры, инсталляции, объекты в необычном направлении стиля «мусорной культуры».
Работы художницы непривычны для консервативного восприятия, они требуют времени для знакомства и осмысления. Эти произведения избавлены от сюжетного контекста и наполнены глубоким философским смыслом. Сама Валентина Ляхович говорит о своих работах так: «Моя живопись и не реалистическая, и не абстрактная, она ассоциативная. Моё творчество, это - эксперимент с цветом, который стремится не быть тесно связанным с формой, а только о ней напоминать».
Свои арт-объекты Валентина Ляхович создает из абсолютно разных материалов, в том числе и утиля - бумаги, пенопласта, картона, стекла, пены. В творческом процессе участвует всё, что оказывается под рукой: куски проволоки, пуговицы, гвозди... Вот как объясняет рождение своих творений сама художница: «Объект отличается от обычной скульптуры. Я делаю объемные вещи и на объём накладываю цвет. Я делаю произведение на тему человеческих страстей, в котором передаю эмоции, намёки, чувственность — все это выражено цветом и формой. Это синтез пластики и живописи. Я расписываю скульптуру, как картину, — с полутонами, бликами и разными оттенками. Таков мой творческий почерк. До этого, лет 30 назад, я писала совершенно реалистические акварели — пейзажи, портреты. Но мне надоедает делать одно и то же».
Вспоминая об учёбе в институте, Валентина Антоновна отметила, что именно там и появилось настоящее увлечение акварелью, которое продолжается, и по сей день. А «виноваты» в этом два художника-педагога - Иван Михайлович Столяров и Феликс Фёдорович Гумен. Столяров дал понятие классической акварели, строгое отношение к натуре, изучение техники. Гумен учил противоположному взгляду на творчество, привив любовь к экспериментам. «Долго я металась между этими полюсами и, в конце концов, соединила их вместе» — заключает художница.
Излюбленной темой Валентины Ляхович стало: отражение противостояние современного общества с природой. В своих скульптурах, выполненных в стиле «мусорной культуры» или «трэш культуры», она хочет напомнить цивилизации, во что может превратиться мир без любви к природе и наплевательскому отношению к экологии.
«Почему я дала название новой выставке «Преобразование - стагнация и Я»? Потому как эта экспозиция отражает, в основных её чертах, путь, пройденный мной и в жизни и в творчестве. Так как я жила не на обитаемом острове, то в произведениях, представленных на выставке, нашли отражение некоторые жизненно важные моменты состояния общества. В творчестве я много раз менялась, экспериментировала, но при этом оставалась собой. На этом пути были и преображения и застой, и движение вперёд. В обществе также происходили перемены – застой (стагнация) сменялись некоторым просветлением. И, надеюсь, преодолев тяжкие болезни, оно выздоровеет и нас ждёт долгожданное, светлое будущее», - раскрывает своё мировоззрение и мироощущение Валентина Ляхович.