«Спящая красавица» Раду Поклитару проспала 800 лет, пока не проснулась на IFMC
Вечером 22 ноября на фестивале современной хореографии IFMC в Витебске зрители увидели двухактный балет «Спящая красавица» — под музыку Чайковского и по мотивам сказки Базиле.
Переход от Калигулы к Спящей красавице получился особенно контрастным. Эмоционально. Во время первого спектакля зрителей не отпускало чувство тревоги и по мере того, как на сцене разворачивались события, публика становилась молчаливее и напряженнее. Действие второй постановки, в эстетике полюбившегося горожанам «Киев-Модерн балета», сдобренное юмором хореографа-постановщика, то и дело провоцировало в зале одобрительные аплодисменты.
В репертуаре «Киев-Модерн балета» есть два спектакля из трио балетов Петра Чайковского: в 2007 году Раду Поклитару поставил «Щелкунчика», а в 2013 — «Лебединое озеро». Поэтому появление «Спящей красавицы» было событием неминуемым,— так сказал сам хореограф, отвечая на вопрос журналистов.
Но если при создании балета известному композитору и работавшему с ним хореографу Маркусу Петипа источником вдохновения служила французская версия сказки, написанная Шарлем Перро, то Раду Поклитару отдает предпочтение более брутальному сюжету неаполитанского сказочника Джамбаттиста Базиле, называя его основой для своих творческих фантазий.
Фантазия хореографа разыгралась на несколько столетий. Так, действие в первом отделении балета происходит во времена раннего средневековья — при дворе короля Флорестана XIV, вместо придворных окруженного волшебными созданиями. Решив жениться, монарх отдает предпочтение утонченной Клеменс, пренебрегая страстной и очаровательной Карабос. В отместку единственная фея в балете насылает на супругов проклятье — и в день совершеннолетия их дочь Аврора, уколовшись розовым шипом, засыпает. Ни много ни мало — на восемьсот лет.
Во втором отделении наступает ХХ век. И юный принц Дезире узнает о Спящей красавице во время игры в теннис с друзьями. Неудачно отбитый мяч, разбив окно, попадает в комнату, где спит принцесса. Тут то и начинается самое интересное. Принц усердно целует принцессу, но та не просыпается. Предприняв еще несколько попыток, Дезире возвращается к друзьям и жене, в которой зритель узнает фею Карабос.
Через девять месяцев Спящая красавица пробуждается с младенцем на руках — в поисках груди тот случайно извлекает из материнского пальца роковую колючку. Истинная любовь помогает принцу разрушить колдовские чары своей супруги, обвенчаться с Авророй и обрести счастье.
Балет состоялся при финансовой поддержке посольства Швейцарии в Украине, которое инвестирует в разные сферы жизни страны, в том числе поддерживает множество культурных проектов. Представители швейцарского дипкорпуса называют современную хореографию свободой индивидуальной экспрессии. И в Швейцарии, и в Украине традиционный танец имеет глубокие корни, и вместе с тем в обеих странах появляются мощные центры современной хореографии.
Увидев выступление «Киев-Модерн балета» на днях Швейцарии в Национальной опере Украины, посол Гийом Шойрер с коллегами задумали совместный проект с театром, руководителя которого по мере влияния на современный танец сравнивают с Морисом Бежаром — известным французско-швейцарским хореографом и балетмейстером.
Одним из условий, сделавшим украинско-швейцарское сотрудничество возможным, было участие в проекте художника из Швейцарии. После долгих поисков выбор Раду Поклитару пал на художницу и мастера сценографии Марианну Холленштайн, известную не только на родине, но и в Европе. В ее творчестве хореографа привлекло гармоничное сочетание современности и классики. Участие в проекте для художницы послужило своеобразным вызовом, ведь ее работы должны были не доминировать, а дополнять хореографическую постановку. Оформление сцены минималистично, пространство вокруг танцоров заполняют живописные полотна очень больших размеров.
Над костюмами работал Дмитрий Курята. Это четвертый совместный с Поклитару балет художника по костюмам и первый двухактный. Особенно примечательны маски мифических персонажей, сделанные из максимально легких материалов, напоминающие пришельцев из «Хищника» Шейна Блэка.
Но, в отличие от героев фильма, козлотуры, рыбосирены, октопусы, фениксы и крабораки Поклитару — ребята добрые, веселые и заботливые. Они нянчатся с обречённой на сон принцессой, одаривают ее драгоценностями и вполне полезными вещами — реверансом партнеру из-за кулис выкатывается головка швейцарского сыра. Мифических персонажей одиннадцать. Двое из них преданно охраняют многовековой сон своей госпожи.
Премьера авторской интерпретации знаменитой сказки состоялась в мае этого года — в Национальном драматическом театре имени Ивана Франко в Киеве.
Классический балет Чайковского длится порядка трёх часов. Раду Поклитару бережно сократил партитуру, раскрыв сюжет за два акта по 45 минут. После балета зрители долго не отпускали танцоров и балетмейстера со сцены, аплодируя стоя. И были вознаграждены — продолжением вечера стала встреча с создателями и исполнителями «Спящей красавицы».