Жёсткий отбор: в финал IFMC вышли только 12 работ. Фоторепортаж
Субботний вечер на IFMC выдался долгим. 24 ноября состоялось сразу два концерта — с участием финалистов и пермского театра «Балет Евгения Панфилова» в каждом.
«Каждое движение должно иметь смысл»
Закрытый тур международного конкурса IFMC подошёл к концу. Из 39 хореографических постановок в финал вышли 12 работ. По словам председателя экспертного совета Ларисы Барыкиной, в этом году отбор был жестким. Обычно в финал попадает около половины отобранных для участия в конкурсе работ.
Накануне открытия IFMC организаторы отмечали длительность постановок. Тем не менее, финал получился достаточно динамичным: до него дошли только две 20-минутных работы, в основном танцоры укладывались в 7-11 минут. Самое короткое выступление длилось всего две минуты.
Финалистами стали сразу четыре постановки из Беларуси — по две из Минска и Витебска. По словам экспертов, белорусские хореографы достойно себя показали.
— Сейчас ни к кому не нужно относиться со скидкой или снисходительно, — отметила Лариса Барыкина. — Для Беларуси важно пограничье с постсоветским пространством и Европой, где много чего происходит, и все разное. Стала видна информированность, насмотренность, умный анализ всего. Беларусь перестала быть провинцией танца.
Финалистами стали витебский проект «Свой почерк» с работой «Тонко. Хрупко. Остро», демонстрирующий сложность выбора, который сделать все-таки придется, театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко с постановкой «Соло для контрабаса» по мотивам пьесы Патрика Зюскинда «Контрабас» — о жажде поступка и невозможности его совершить, TREMORS Dance Company из Минска с работой «Look» — об истинном лице человека. Проект Дмитрия Беззубенко, представляющий кафедру хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств, эксперты отмечали особенно. В «Переходе» со сменой полов хореограф красноречиво высказался на тему гендерных пристрастий.
Также в финале оказались две 10-минутные работы The Central Academy of Drama из Китая. Пекинские танцовщики безукоризненно исполнили «Незапятнанную землю» о противостоянии соблазнам и «Игры для взрослых», в которых главное — подчинить. Их выступление экспертный совет оценил как пример того, как нужно двигаться, создавая цельную хореографическую линию.
Еще среди финалистов две работы из России — танцевальный проект Кристины Чернышовой «Сто восемь» из Челябинска и проект Ильи Оши «О главном я не успею сказать. О главном я не успею…». Выступление AlphaZTL Dynamic Art Company из Италии заставила публику вначале задуматься, а потом рукоплескать. Работа «VIOLA(TA)» посвящена теме насилия над женщиной. Так совпало, что 25 ноября — всемирный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Работа частично выполнена в популярном жанре stand up — когда танцор практически не двигается, компенсируя движения монологом.
Вышел в финал и проект n'Era Dance Group «ALPHA» из Украины о влиянии социума на поступки и поведение людей, украинско-японский проект Артема Шишкина «Пропала я» и проект Римы Пипоян «Женщина перед принятием решения» из Армении.
Жюри и экспертный совет искали в работах прежде всего смысл. «Главное, что я жду от движения на сцене, это то, что стоит за ним, — на открытом заседании экспертного совета сказала Лина Пуоджюкайте. — Каждое отдельное движение не должно рассказывать историю, но должно иметь смысл, а не просто показывать красоту, если только не в этом цель выступления». Специалисты отмечали высокий уровень технический подготовки танцоров. «Но когда человек выходит просто подвигаться под музыку — этого очень мало, — поясняет Лариса Барыкина. — Было много номеров, где люди прилично двигались, но что ими двигало, перефразируя Пину Бауш, было не понятно».
Пространство, в котором все на виду
В этом году пермский театр «Балет Евгения Панфилова» привез в Витебск три постановки. Балет-сюиту «Tolstoy» по мотивам произведений Льва Толстого в постановке современных российских хореографов зрители увидели на сцене театра Якуба Коласа в пятницу. Хореографический спектакль «Паноптикум» по мотивам стихотворений в прозе Тургенева завершил первую часть выступления финалистов в субботу.
Паноптикум — восходит от древнегреческого «всевидящий», дословно переводится как «пространство, в котором видно все». Чаще всего это слово звучит в отношении идеальной тюрьмы, идея которой принадлежит английскому философу-моралисту и правоведу Иеремие Бентаму. В проекте тюрьма представляет собой цилиндрические сооружение со стеклянными внутренними перегородками. Один стражник, находящийся в центре и оставаясь невидимым для заключённых, может наблюдать одновременно за всеми. Узники не знают, в какой момент на них смотрят, и создается впечатление постоянного наблюдения.
К слову, трактат «Паноптикум» Бентам написал в Кричеве Могилевской губернии, принадлежавшему во второй половине 18 века князю Потемкину. Он приехал погостить из Англии к брату — изобретателю и инженеру Самюэлю, который строил в городе судоверфь. Строительству в Кричеве фабрики по проекту паноптикума помешала русско-турецкая война.
Идеальную, по мнению автора, систему наблюдения Бентам предлагал использовать в учреждениях с большим количеством людей — работных домах, фабриках, заводах, школах, сумасшедших домах, больницах. Паноптикум, или тюрьма «панфиловцев» — земной шар и жизнь людей. Задуматься над значением свободы зрителю предлагает хореограф-постановщик Алексей Расторгуев. Он заведомо обращается к тургеневской классике, ведь действия и поступки людей 19 века похожи на поведение современных людей. Их эмоции не меняются, меняются обстоятельства. Свободны ли они теперь, когда все и всё у всех на виду?
Спектакль-трибьют «Звезда 62090»
Завершила вечер третья постановка пермского театра — спектакль-трибьют «Звезда 62090», посвященный музыканту, художнику, идолу целого поколения Виктору Цою. В названии обыгрываются даты его рождения и смерти — 1962-1990. Основатель и лидер рок-группы «Кино» погиб в автокатастрофе, заснув за рулем автомобиля и выехав на встречную полосу. Именно в этом году сложилась магия цифр, которая больше не повторится: часы, когда Виктор Цой ушел из жизни, показывали 12:28, ему было 28, и в этом году исполняется 28 лет со дня его смерти.
Во многих городах Виктору Цою установлены памятники, возведены «стены» — своя есть и в Минске в Ляховском сквере, в его честь названы улицы и скверы, имя Цоя носит астероид 2740. Память о нем отражена в скульптуре, музыке, литературе, кино, телевидении. В хореографии — впервые. Тем не менее, происходящее на сцене вызвало в зале противоречивые чувства. Вероятно, ожидавшие чего-то более фееричного зрители стали покидать зал до окончания шоу.