IFMC-2010, день третий: Притяжение и отторжение под дождем
Витебск, похоже, влюбился в Раду Поклитару. И даже, кажется, собирается изменить своему многолетнему кумиру – «Балету Евгения Панфилова». Вчера фестивальная публика познакомилась с еще одной работой украинского хореографа – на сцене концертного зала «Витебск» шел его «Дождь».
Тонкий, лиричный, фантазийный дождь эмоций с очень эффектной концовкой – на сцене, словно белый диковинный цветок, раскрылись зонтики, а сверху на актеров полились сверкающие струи. И было не совсем понятно, настоящий это дождь или понарошку… На самом деле в зонтики сыпалось что-то похожее на зерно.
Как говорит автор в аннотации к спектаклю, это своеобразный «философский рассказ о судьбах людей, помимо своей воли объединенных в одном времени и пространстве». В постановке использован музыкальный контраст – орган Баха и музыка народов мира. Как признался Поклитару на пресс-конференции после спектакля, «контрастные вещи легче всего соединяются, и абсолютно разное работает всегда».
Интересны и костюмы к этому спектаклю – художник по костюмам Анна Ипатьева одела танцовщиков в модный сегодня среди мэтров современной хореографии стиль 40-х годов: простенькие незатейливые платьица на стройных девушках-дождинках, картузы на парнях. (Похожие костюмы использованы и в постановке Сергея Смирнова «За краем край»).
Дождь накрапывает свой сюжет. Любовный треугольник - женщина и двое мужчин. Один из соперников с чемоданом уходит на вокзал. Потом возвращается, снова уходит. Но в итоге героиня выбирает свободу. В спектакле Поклитару вообще много аллегорий: белые зонтики – как трости для слепых, а зерно, которое льется в зонтики, – как манна небесная. Очень проникновенно – от сердца – танцуют артисты в миниатюре, где Лидия Русланова поет русскую народную песню «На улице дождик с ведра поливает».
Спектакль «Casting off» («Отторжение») Пермского государственного театра «Балет Евгения Панфилова» в постановке Ларисы Александровой витебские зрители уже видели на IFMC-2008. За два года эта яркая и трогательная постановка с кринолинами «обкаталась» и смотрится по-новому. С момента премьеры в Витебске спектакль успел украситься лаврами: стал лауреатом Национальной театральной премии России «Золотая маска» номинациях «Лучший спектакль в современном танце" и "Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре".
«Панфиловцев» провожали, как всегда, овацией. Но Поклитару, кажется, очень запал в сердце витебских завсегдатаев фестиваля. Хотя многие из них продолжают твердить: «Панфилов – это наше все…»
Театр из Перми тоже уже не представляет своей жизни без ноября в городе над Двиной. «Наступает ноябрь, и у меня срабатывает условный рефлекс – на Витебск. Для меня на этом фестивале очень важны встречи с друзьями, общение, то, что происходит на сцене, я еду сюда за открытиями», – признался журналистам хореограф из Екатеринбурга, создатель хореографической компании "Эксцентрик-балет" Сергей Смирнов, который является автором многих постановок для театра "Балет Евгения Панфилова".
На этом фестивале, кроме конкурсной, есть и закулисная интрига. Раду Поклитару, который 14 лет назад участвовал в конкурсе витебского фестиваля и получил нелестную оценку своего педагога – Валентина Елизарьева, теперь является одним из самых известных хореографов Европы и сидит в жюри нынешнего конкурса рядом со своим учителем (Валентин Елизарьев возглавляет судейскую комиссию IFMC-2010).
В присущей ему юморной манере Поклитару сказал: «В первый раз, когда я приезжал на фестиваль в Витебск, я был учеником, привез сюда какую-то дебютную работу, и, если честно, уже плохо помню свои впечатления на тот момент. А сейчас я сам ставлю оценки – и это уже другой угол зрения. А вообще Витебск вставляет мозги. То, что происходит на этом фестивале, этот творческий обмен, важно и для молодых хореографов, и для мэтров тоже».
И добавил, что на этот раз мнение великого учителя о его работе – балете-фантасмагории «Щелкунчик» – было для него лестным. В перспективе Поклитару хочет замахнуться на «Лебединое озеро». «Мне уже надоело лепить малые формы, хочется приготовить большой торт», – сказал он о своих планах, которые обычно выдавать не любит.
Раду подарил Витебску немножко шокирующую радость. Огромное зрительское спасибо ему за это.
А танцовщик-пианист из Люксембурга Жанфранко Селестино, который на днях виртуозно танцевал на фортепиано в своем моноспектакле, стал, наверное, единственным туристом в нашем городе, который не отправился в первую очередь в "святая святых" - Музей Марка Шагала. «Я уже был в ресторанах, кафе, универмаге. А по музеям пойду завтра», – сказал этот парень. Но вообще-то Витебск ему понравился. Еще бы!