Николай Образов: художник, путешественник, отшельник
5 декабря в Витебском художественном музее состоялось открытие выставки акварели Николая Образова, посвящённой памяти художника.
В этом месяце исполняется годовщина со дня смерти художника. Он ушёл из жизни 21 декабря прошлого года. Однако, память о нём жива, о чём свидетельствовал полный зал собравшихся. Выражение «яблоку было негде упасть» на этот раз совершенно точно характеризовало ситуацию. Всего было представлено 50 работ Николая Образова. Две работы предоставлены профессором Белорусского государственного университета культуры и искусств Владимиром Рынкевичем, три работы – Александром Подолинским, которому принадлежит главная роль в организации выставки, и 45 работ представил Владимир Дубовский. У него самая большая коллекция работ Николая Образова, являющаяся частной.
На выставке также прошла презентация мини-альбома, посвящённого творчеству художника. Это сделал Владимир Рынкевич, друг и однокурсник Николая Образова: «Хай будзе гэта наш уклад. Прашу прабачэння ў Мiкалая, што не ўсё так скаладалася, як патрэбна было складацца. Можа i сяброўства не хапала, можа сумна яму было, можа сустрэч было мала. Але тое, што мы можам, мы зрабiлi, i вось гэты праект, выстава плюс альбом, ён як бы ў адзiн момант завiс. Я спужаўся, не дай Бог, бо я паабяцаў, i не зраблю… I зараз гэта для мяне свята, што выпушчаны альбом, што вiсiць выстава, што ёсць людзi, якiм гэта цiкава, якiя прыйшлi адсвяткаваць гэтую падзею разам з намi».
До самой церемонии открытия выставки Витебский художественный музей не имел ни одной работы Николая Образова. Директор музея Ольга Акуневич говорила как о важности первого издания, посвящённого художнику, так и о том, что его работы уже стали редкостью: «К сожалению, уходят художники, и к огромному несчастью уходят их работы. Это случилось и с работами Николая Образова. Потому такие издания, им цены нет». Сын художника, Дмитрий Образов, также говорил об эксклюзивности оставшихся картин отца: «Действительно, сохранившихся работ отца крайне мало, он был человеком щедрой души, очень много дарил. Спасибо всем организатором выставки и тем, кто пришёл на её открытие».
Но Витебский художественный музей в этот вечер ожидали приобретения. Одну из двух принадлежащих ему работ подарил музею Владимир Рынкевич. Владимир Дубовский также подарил музею две работы. Он вспоминал о словах Николая Образова, ставших, к сожалению, пророческими: «В последние годы Николай сам говорил мне: «Выставку будешь делать ты». Я ещё смеялся, но оказалось именно так».
Как это может показаться странным, но посмертная выставка, открывшаяся 5 декабря, стала первой персональной выставкой художника. Николай Образов не гнался за внешней известностью и всеобщим признанием. Такие люди, даже несмотря на наличие семьи, являются Отшельниками по своему существу в самом высоком, архетипическом смысле. На значимость данного образа указывает наличие Аркана Таро с соответствующим названием. Отшельник – это бессмертный странник, который внешнему блеску предпочитает фонарь собственного внутреннего света. Он не тратит дни своей жизни на достижение власти, славы или богатства, но проводит время в постижении сущности мироустройства и смысла всех вещей. В этом Отшельник нашёл основу собственного существования, и он самоотверженно продвигается к истокам всего сущего, обладая истиной внутри себя самого.
Представление о духовном облике Николая Образова могли дать воспоминания о нём очевидцев. Вот что говорила одноклассница художника: «Это был очень добрый, честный, отзывчивый, порядочный человек, все самые положительные эпитеты относятся именно к нему. Мы никогда не слышали, чтобы он повысил голос на жену или сына. Он умел дружить, и был действительно щедрой души человек. Не жадный, мог отдать последнее. Он очень любил свою жену, будучи однолюбом».
О своих путешествиях с Николаем Образовым, в которых проявлялась впечатлительность и непосредственная натура художника, вспоминал его учитель Феликс Гумен: «Мне вспоминается поездка на Кольский полуостров, когда поехали я, Николай Образов, Олег Сковородко и Владимир Шаппо. Это было перед пятидесятилетием комсомола. Место закрытое, там атомные подлодки ходят. А я был в обкоме партии, где удалось взять бумагу с просьбой о содействии в сборе материала, посвящённого 50-летию комсомола. И с этой бумагой нас пустили в закрытую зону. А туда пускали только по пропускам военных моряков. Там было много интересного. Помню, когда мы высадились ночью на остров Сосновец, и выйдя утром на берег, увидели, что море ушло метров на двенадцать. Образов сидит на берегу, смотрит на этих морских гадов, которые шевелятся, на дно обнажённое, и говорит: «Батька, я хочу домой!..» Были смешные такие эпизоды… Или идём на раннем рассвете, а там необычайно красивые восходы, всё светится. А потом внезапно выбегает туман, и кто-то из идущих говорит: «Что это они, баню затопили?» Такой туман, что не видно руку, когда её протягиваешь… Часто мы выезжали также на пленэры по Беларуси. Вспоминается всё очень светло и хорошо… Хорошо и печально».
Феликс Гумен, повествуя о последнем периоде жизни своего ученика, обратился со словами благодарности к тем, кто работает над сохранением памяти о нём: «Мы были с ним соседи по лестничной площадке. Но в последнее время он плохо себя чувствовал, пропадал всё время у матери… Он был один из самых талантливых учеников. Они все талантливые, но он выделялся своим чувством цвета. Это вы, наверное, чувствуете, видя его работы. Хотя их практически не осталось. Их и не так много было. Спасибо тем ребятам, которые их как-то сохранили».
Начальник управления культуры Витебского горисполкома Наталья Шиенок также говорила о важности сохранения памяти о подобных людях, отличавшихся при жизни жертвенностью и всей полнотой преданности собственному делу: «Возвращая наши страницы истории, я думаю, что мы должны обратить внимание на возвращение памяти тех художников, которые ушли, на то, чтобы картины ушедших художников появлялись в наших залах. Нужно, чтобы мы почаще говорили об этих людях. Полный зал собравшихся говорит нам сегодня о том, что интерес к истории нашего города и истории изобразительного искусства всё-таки сохраняется».
Цветовая насыщенность и экспрессивная манера письма художника с такой совершенно иконографической фамилией, будем надеяться, найдут достойных исследователей и популяризаторов его творчества. Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич отметила, что всё ещё только начинается: «Сегодня мы открываем выставку, но я надеюсь, что это только начало презентации работ Николая Образова. Я думаю, откроются и другие выставки, будут те, кто ещё предложат работы художника, которые также можно будет экспонировать».