В Витебске открылась выставка Маргариты Сайфугалиевой
В витебском Художественном салоне-галерее «Стена» состоялось открытие выставки «Диалог с Ван Гогом» Маргариты Сайфугалиевой.
Сразу нужно отметить, что обстановка открытия выставки была как никогда радостная и дружественная. Вообще, подобная атмосфера присуща салону-галерее всегда, но здесь всё происходило действительно под стать картинам художницы, которой на днях исполнилось 80 лет. Согласно концепции выставки, о которой рассказывала нам её куратор, арт-директор «Стены» Оксана Кузина, подсолнухи Винсента Ван Гога должны были сойти из картин Маргариты Сайфугалиевой в наш мир, что и было представлено в оформлении экспозиции. По всей очевидности, это произошло и в реальности, так как солнечный свет доброты распространился на всю галерею и затронул всех без исключения собравшихся. Мистическое сияние растений Ван Гога передавалось через душевный и благостный мир, выраженный в картинах Маргариты Сайфугалиевой. Но также в наш мир сошли и другие цветы, маки, через автобиографическую картину «Офицерина». На ней мы видим изображение семейной четы, художницы и её мужа, которого ныне уже нет с нами. Это также известный художник Канафи Сайфугалиев, который ранее служил офицером.
Директор салона-галереи Николай Дундин в своей речи охарактеризовал жизненный путь художницы и отношение к её творчеству: «Все знают Маргариту Шахиевну. Это достояние нашего города. И все знают её как прекрасного человека, как бывшего чудесного детского врача. Потом она перешла на стезю художника и вдруг открылась для всего города именно как профессиональный художник. Мы иногда делим, что такое профессиональное, а что такое наивное искусство. Оказывается, это не так. Есть только одно искусство, которое и называется искусством. Если оно трогает наши души, наши сердца, наши умы, это и есть подлинное искусство. И мы тогда хотим видеть эту работу, смотреть на неё. Потому я и хочу подчеркнуть, что искусство индивидуально и субъективно, и каждый зритель выбирает свою картину и свою живопись. Известнейшим представителем наивного искусства в Беларуси является Маргарита Шахиевна Сайфугалиева».
Понятие «наивное искусство» чаще всего осмысляется как одно из ответвлений примитивизма, который сам по себе является направлением профессиональным, предполагающим особую формальную стилизацию. Ей как раз и свойственно обдуманное упрощение картины. А вот наивное искусство – это творчество непрофессиональных художников, не получивших азы академической школы. Впрочем, само явление европейской академической школы относительно исторически новое, и мы не можем называть живописцев Средневековья, или, к примеру, первобытного общества, не-художниками. Потому творчество представителей наивного искусства является, как верно отметил Николай Дундин, всё тем же искусством.
Картины Маргариты Сайфугалиевой необыкновенно музыкальны – верный признак подлинного художественного творчества. При этом, когда в них звучит тема Ван Гога, они преображают мировую тоску и сплин, во многом свойственные ему, и возводят изображаемую реальность к состоянию гармонии и умиротворённости. Эта внутренняя музыка картин является также музыкой души самой Маргариты Шахиевны, которая через годы пронесла любовь, стремление к неустанному творчеству, как в искусстве, так и в жизни вообще, и внутреннюю молодость. Музыкальность проявлена во всех разновидностях работ художницы, среди которых представлены отнюдь не только темы, напрямую соприкасающиеся с великим голландцем. Это и национальная татарская тематика, и бытовые сцены, и личная история. И везде мы видим, что оптимизм картин является не только радостным, что и так само собой разумеется, но ещё и очень мудрым, углубленным.
Акцент на татарской тематике является, по всей очевидности, главным в творчестве художницы, но так как семья Сайфугалиевых живёт в Витебске с 1972 года, её картины в той же степени стали уже и белорусскими. Национальное начало в творчестве Маргариты Сайфугалиевой удивительным и парадоксальным образом становится единым с интернациональным. На открытии выставки присутствовали многие представители татарской диаспоры в Витебске, и, в частности, Венера Аскарова также поздравляла свою соотечественницу: «Маргарита Сайфугалиева – белорусская художница, но она ещё и татаркой является, и мы гордимся этим. Только в зрелом возрасте она пришла к самовыражению через искусство, что не каждому дано. Известный композитор Иоганнес Брамс сказал: «Скорее мужчина родит, чем женщина станет композитором». Наша татарская композиторша София Губайдуллина полностью разрушила этот стереотип. И вот наша татарская женщина, художница, в своём зрелом возрасте такую вот сказку начала рисовать. Именно сказку».
Действительно, сказочность очень хорошо сочетается с наивным искусством Маргариты Сайфугалиевой. Их соединение обозначает у неё вечно свежий взгляд на мир, подкреплённый мудростью жизненного опыта. По всей очевидности, приход художницы в изобразительное искусство означал для неё новый этап органичного жизненного синтеза, когда приобретённый опыт становится основой для творчества. В этом отношении сам творческий акт, к каким бы сказочным сюжетам он не обращался, становится основанием самого подлинного реализма. Это сказочность, в которой воображение идёт рука об руку с реальностью.
Сразу после окончания церемонии открытия выставки нам была продемонстрирована примечательная скатерть Маргариты Сайфугалиевой, являющая собой культурный артефакт. На ней расписывались, писали пожелания и даже рисовали после открытия различных персональных выставок художницы её коллеги, после чего Маргарита Шахиевна всё это расшивала. За долгие годы на скатерти отразилась, как сказала куратор выставки Оксана Кузина, «целая история». Первым, кто на ней расписался, был известный белорусский художник Феликс Гумен. Такая своеобразная «книга отзывов», а точнее – «книга истории», раскрывает Маргариту Шахиевну Сайфугалиеву как уважаемого и творчески активного представителя витебской культурной среды.