Расширяя границы канонов. В Витебск приехали иконы, написанные в Новице
В краеведческом музее открылась выставка «Праздничные иконы» по итогам Международных мастер-классов, которые с 2008 года ежегодно проходят в польском селе Новице.
Таких икон Витебск ещё не видел. Они удивительные, неожиданные и в то же время очень притягательные. Рассматривать их можно очень долго, угадывая новые и новые зашифрованные символы. Иногда – каноничные, иногда – новаторские.
Художники из Украины, Польши, Беларуси и Сербии традиционно приезжают в Новицу и живут там две недели. В их распоряжении нет связи, средств массовой информации и интернета. Зато вдоволь общения, молитв и времени для творчества. В это время и создаются иконы, которые на открытии вернисажа называли выставочными. Одни полотна отличаются новаторской техникой – здесь нашлось место даже библейскому сюжету, рассказанному с помощью геометрии. Другие – непривычным содержанием, нехарактерной для канонических икон сутью (как полотно минского мастера Алексея Довнара, где зритель видит распятого Иисуса на фоне золотого города со спины).
Координатор проектов Польского института в Минске Алексей Матюшонок, который привёз выставку в Витебск (до этого она уже успела побывать в Минске и Гродно), рассказал, благодаря чему появился этот необычный проект.
Инициатором его стал давний друг Польского института в Минске Матеуш Сора, большой любитель православной культуры. В своё время пан Матеуш купил дом в Новице. И для того, чтобы разнообразить культурную жизнь этого небольшого селения, решил пригласить туда художников. Во время львовской командировки пан Матеуш завёл знакомства на кафедре сакральной живописи Львовской академии искусств. Так появились первые мастер-классы, которые с каждым годом набирают всё большую популярность и собирают иконописцев разных стран, культур и традиций. Белорусские художники присоединились к мастер-классам в 2011 году.
Из авторов работ на открытии выставки присутствовал только Алексей Довнар, художественный руководитель иконописной мастерской «Иконик» в Минске. Его работа «Распятие-2014» украшает обложку выставочного каталога. Молодой человек работает в канонической иконописи уже более двух десятков лет. Начинал в русском стиле, сейчас перешёл на византийский. Он чётко знает все каноны, написанные им иконы висят в храмах, а на созданные им образы молятся. Но Новица манит его прежде всего возможностью расширить канонические рамки и сделать что-то новое не в плане иконы для церкви, а в плане иконы для выставки, для зрителя.
- В традиции иконописи всегда использовались символы цветовые, форменные, композиционные. На моей картине красный цвет креста это символ жертвенности, как всегда в иконе, - своё полотно Алексей читает как книгу. - Мы видим под Голгофой пещеру, где хранятся такие же кресты: как известно, после распятия Иисуса их просто сбросили в яму с мусором. Здесь кресты становятся особым символом: они означают, что это распятие не первое, и не последнее. Христа же зритель видит не спереди, а со спины. Мы как бы наблюдаем со стороны за тем, что происходит. А на заднем фоне другой символ - золотой город, истекающий нефтью. Писал я действительно нефтью. И действительно на золоте. Символов много, о них можно долго разговаривать, но я думаю, каждый зритель найдёт и увидит их для себя. В первую очередь те, которые близки именно ему.
Среди гостей выставки были священники. И православные, и католические. Ведь мастер-классы в Новице объединяют восточную и западную традиции.
«Христианскому миру важно понять, что мы имеем одни истоки», - заметил на открытии вернисажа иерей Николай Прусаков. И добавил, что, возможно, несмотря на своё несогласие с некоторыми моментами представленных полотен, считает: главное, создавая икону, человек рассуждал о Христе.
Увидеть необычные, неожиданные иконы и вместе с их авторами ещё раз поразмышлять о Боге можно будет до 30 июня.