Мордобой для перформанса и спектакль без слов: в Витебске стартовал фестиваль современной хореографии IFMC
Торжественное открытие XXXI Международного фестиваля современной хореографии IFMC в Витебске состоялось 21 ноября.
Первое масштабное событие танцевального форума произошло накануне на сцене национального театра оперы и балета в Минске. Зрителям показали «Увертюры Россини» в постановке Мауро Астолфи. Выступлением начались белорусские гастроли итальянской труппы «Spellbound Contemporary Ballet». Напомним, спектакль, посвященный 150-летию со дня смерти Джоаккино Россини, сегодня пройдет в Гомеле. В Витебск постановку привезут на закрытие — 25 ноября.
Открытия перед открытием
Традиционно вечернему концерту предшествовала череда открытий — выставок фотографии Анны Мойсеюк-Барковской, скульптуры Андрея Воробьева, посвященной 30-летию IFMC выставки-инсталляции. Все экспозиции останутся открытыми для посещения в течение всего фестиваля.
Перформанс «Маленькая радость» в исполнении трех танцовщиков организаторы IFMC рекомендовали увидеть особенно. И потому, что жанр в тренде, и потому, что тему затрагивает актуальную — какую радость человеку доставляет уничижение другого, за полчаса до торжественного открытия продемонстрировали танцовщики «Joshua Monten company» из Швейцарии.
Автор перформанса — американец Джошуа Монтень, свою танцевальную карьеру сделавший в Европе. Прежде чем стать преподавателем танца в Бернском университете, он танцевал на сценах Берна, Хайдельберга, Нюрнберга и Фрайбурга. После того, как его балетная история «Выбор кардинала Ратцингера Папой Бенедиктом XVI» стала финалистом конкурса хореографии в Ганновере, на хореографа посыпались предложения о сотрудничестве со всей Европы.
В 2012 году Джошуа создал собственную танцевальную компанию «Joshua Monten company». За последние три года труппа дала более ста представлений в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, показывала себя на танцевальных площадках в Сингапуре, Нью-Йорке, Чикаго, Базеле, Женеве, Вене и Лейпциге.
«Маленькая радость» — часть репертуара «Joshua Monten companу». Первыми ее увидели жители колонии Вихтрах в Швейцарии. За несколько лет перформанс побывал в Германии, Франции, Испании, Эквадоре, Перу. После вчерашнего выступления в Витебске «Маленькую радость» покажут на фестивальных площадках Германии и Швейцарии.
Перформанс создают фарс и боевая хореография. В работах Монтеня машут кулаками, но сам он ни разу никого не ударил, признается хореограф. Музыку в перформансе заменяют звуковые эффекты фоли — танцоры сами озвучивают собственные движения. Так, пощёчина сопровождается звоном металлической сковороды, эффект вырываемых с корнем волос достигается звуком застежки-липучки или клейкой ленты, звук ударяющегося об пол выбитого зуба — стуком металла о фарфоровое блюдце. Все выглядит до боли реалистично — в Дюкском университете Джошуа Монтень изучал культурную антропологию. Основные темы его публикаций — танец и человек.
По словам создателей, «Маленькая радость» универсальна. Она подходит для традиционной сцены, улицы, любого пространства — будь то гараж, кухня, мастерская, бар, где можно импровизировать с металлическим предметами для воссоздания звуковых эффектов.
В ложе А с импровизированной звуковой установкой, в окружении нарядной толпы перформанс произвел впечатление. И, возможно, отчасти подготовил зрителя к восприятию куда более страшных сцен насилия и жестокости в спектакле второго отделения.
К слову, тем, кто заинтересовался боевой хореографией, стоит посетить мастер-классы Сандры Климек — одной из участниц перформанса. На занятиях 22 и 23 ноября Сандра продемонстрирует основные техники сценического боя: пощечину, удар в живот, ломание носа.
Работая над созданием собственных миниатюр, танцовщики попытаются понять, что можно чувствовать, ударяя другого человека, порассуждают, почему увлекательно смотреть на насилие. И действительно, происходящий в «Маленькой радости» бой удерживал внимание зрителей порядка 20 минут.
Участники, жюри, совет
Первыми, кому аплодировали пришедшие на торжественное открытие фестиваля зрители, были участники международного конкурса. По итогам отборочного видеотура для участия в нем допустили 36 работ из Армении, Грузии, Германии, Италии, Китая, Кубы, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Украины. Беларусь представят танцевальные компании из Минска, Витебска и Гомеля.
Председательствовать в международном жюри будет хореограф и главный балетмейстер театра «Киев модерн-балета» Раду Поклитару. В состав жюри вошли хореограф, теоретик и педагог танца Китая, профессор Пекинской академии танца, постоянный президент комитета искусства балета Китая Сяо Сухуа, народная артистка Беларуси, прима-балерина Театра оперы и балета Ольга Гайко, хореограф, танцовщица, педагог, художественный руководитель компании EDGE Лондонской школы современного танца Джин Яско из Швеции и представитель Польши и Германии хореограф, историк балета и теоретик танца Александр Азаркевич.
Экспертный совет возглавит музыкальный и театральный критик Лариса Барыкина. В составе совета — хореограф, заведующая кафедрой хореографии университета культуры и искусств Светлана Гутковская, писатель, литературный переводчик, исследователь современного танца из Венгрии Криштоф Фаркаш, музыкант, журналист, исследователь современного танца Татьяна Ратобыльская и танцовщица, хореограф, педагог и глава ассоциации современного танца Литвы Лина Пуоджюкайте.
Четыре конкурсных блока закрытого тура пройдут уже сегодня на площадках концертного зала «Витебск» и театра Якуба Коласа.
Wardless Сергея Землянского
Во втором отделении давали «Калигулу». Это спектакль по мотивам одноименной пьесы Альбера Камю, поставленный без слов, в жанре «пластической драмы».
Перед началом спектакля Эдуард Чернивчан объяснил, почему постановка драматического театра попала в афишу танцевального форума. «Все чаще театральные режиссёры выбирают современный танец как один, а иногда и главный инструмент сценический постановки, — отметил ведущий. — Не то чтобы художественный театр себя изжил. Нет. Но то, что спектакли без слов появляются в репертуаре многих известных академических театров Москвы, очевидно».
Бессловесную «Калигулу» исполняет труппа Московского губернского театра в постановке Сергея Землянского. В центре внимания — образ императора Гая Цезаря, древнеримского императора, вошедшего в историю беспримерной жестокостью, коварством и пороками.
Сумасбродный и беспощадный правитель, росший среди солдат, получил прозвище «Сапожок» — от слова «калиге», означающее солдатскую обувь. Калигула был одержим властью и, став жертвой кесаревого безумия, требовал от подданных почитания себя как бога.
Пьеса французского прозаика, а также другие исторические документы стали основой сценического исследования, что делает человека жестоким. В частности, как становится тираном Калигула. Склонный к насилию герой, теряет контроль над собой после смерти сестры и возлюбленной Друзиллы, и лишается человеческого облика, а затем и жизни, после убийства жены Цезонии.
Все образы в спектакле созданы с помощью пластики тела, умело расставленных музыкальных акцентов, танцевальных элементов и сценографии. Дворцовые интриги, заговоры, доносы, любострастия, казни происходят без слов. Текст и голос компенсируют музыка, подчеркивающая каждое движение, и визуальные эффекты, вот почему в создании бессловесного стиля в целом и «Калигулы» в частности важную роль сыграли композитор Павел Акимкин, автор либретто Владимир Моташнев и главный художник постановок Максим Обрезков. Несомненно, зрители в зале испытали огромное эстетическое удовольствие.
Режиссера-хореографа Сергея Землянского называют основоположником направления wardless, где объединились драматический спектакль, танцевальный театр и пантомима. «Материнское поле» 2012-го года — первый пластический спектакль хореографа, за которым последовала череда бессловесных постановок, совершенствующих новый стиль. Отсутствие слов делает спектакль доступным для всех в любой точке мира, уверен режиссер-хореограф. Ведь эмоции понятны всем.
Премьера «Калигулы» состоялась в декабре 2016 года. Это вторая совместная работа хореографа с театром под руководством Сергея Безрукова. В спектакле «Вид с моста» Сергей Землянский выступил режиссером по пластике. Московский губернский театр открылся в 2013 году в результате объединения двух областных — драматического и камерного. И с тех пор зарекомендовал себя, как театр для людей, доступный для всех.
Начиная с пандуса и лифтов для людей с ограниченными возможностями и заканчивая тифлокомментированием спектаклей для людей, имеющих ограниченные возможности по зрению. В постановках также могут участвовать все. Так, в «Калигуле», например, помимо драматических актеров, профессиональных танцовщиков участвуют и слабослышащие актеры.
Спектакль «Калигула» продолжительностью час сорок минут шел без антракта. Динамичный, страшный и красивый, он удостоился главной награды — зрители аплодировали стоя.
Нынешний фестиваль стал продолжением празднования 30-летия IFMC — в главной афише танцевального форума обыгрываются сразу две цифры. И каждый вечер, несомненно, стоит зрительского внимания. Следующий в программе — балет «Спящая красавица» в постановке Раду Поклитару.