В Витебске открылась выставка работ Людмилы Русовой «Бытие»
14 ноября в Витебском художественном музее открылась выставка Людмилы Русовой «Бытие». Данное ей название в полной мере соответствует космологическому содержанию творчества художницы.
Людмила Русова покинула этот мир в 2010 году, и сама выставка посвящается 60-летию со дня рождения художницы. Творчество художницы стоит у истоков зарождения белорусского перформативного искусства, и её произведения относят к белорусскому авангарду 1990-х – 2000-х годов.
Перформанс предполагает не просто демонстрацию выставленного объекта, но и действия художника в определённое время на месте экспозиции, призванные подтолкнуть зрителей к постижению её смысла. Перформанс выражает активное отношение творца к окружающей действительности и зрителю.
Эту выставку в некотором роде также можно было назвать перформативной, так как сама многосложная судьба художницы неотъемлема от её творчества и тоже является в известном смысле творчеством. Не зря директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич напомнила слова немецкого художника и режиссёра Ханса Рихтера Арпа: «Людмиле Русовой ничего не надо было искать, она создавала искусство, выстраивая собственную мифологию, основой которой являются работы, сам автор и его творческая биография».
В одном из выставочных залов Витебского художественного музея собрались коллеги Людмилы Русовой по творческому цеху и те, кто был знаком с ней. Они делились своими воспоминаниями о художнице, размышляли о характере её творчества.
Стремление показать запредельное в искусстве и глубокое художественное своеобразие – эти черты отметил в ней художник Александр Малей: «Творчество Людмилы Русовой корнями привязано к нашему городу как к колыбели отечественного авангарда. По одной этой выставке, да и по всем другим отдельным выставкам, Людмилу Русову понять очень сложно. Она не работала в каком-то определённом направлении, или лучше сказать – определённом материале… Дело в том, что художника в современном искусстве, порой бывает сложно охватить, но общей характеристикой творчества Людмилы Русовой является глубокое размышление о мире и бытии Поэтому над её картинами можно размышлять, пытаться поймать нерв её размышления. Этот мир, который мы видим в её картинах, это даже не духовный мир человека здесь. Она пытается выйти за определённую линию горизонта, проникнуть туда, куда она сейчас ушла, и пытаться ощутить невидимый мир, понимая, что само мироздание немыслимо без его существования».
Искусство как образ жизни и сама жизнь как произведение искусства… Данную параллель также очень ёмко обозначил Александр Малей: «Людмила Русова – многогранная личность. В каждой её работе нет ничего такого лёгкого и случайного. Они все осмысленные, погруженные и требуют пристального внимания. Её работы следует рассматривать исходя из её мировоззрения. Есть художники, которые ставят исключительно на свои произведения. А есть те художники, которые ставят на образ жизни, для которых сам образ жизни есть произведение. Вот это также особенность Людмилы Русовой – жизнь как произведение».
Творчество Русовой очень проникновенно отражает пространство стихиалей, бережно касаясь того запредельного, что стоит за видимым нами природным миром. В этом её картины родственны по духу работам Микалоюса Чюрлёниса и Николая Рериха, которые также раскрывали всю глубину таинственности природного царства. Это не описательные произведения, художница осуществляла в своём искусстве поиск тайн «колыбели жизни».
Очень показательны названия её картин: в них сочетаются существительное и прилагательное, или же существительное и действительное причастие настоящего времени среднего или женского рода. И так практически во всех экспонированных работах: «Обретённое припоминание», «Колыбельное утешение», «Непроницаемая несоизмеримость», «Избавляющая неизбежность». Это говорит о существовании «здесь и сейчас», а также о погружённости в поиск смысла бытия, связанного с благом и духовной утончённостью.
Особенно любимым цветом для Людмилы Русовой является зелёный в разных его вариациях, который есть цвет «жизни вечной», а также каббалистической сфиры Нецах, пространства благости, гармонии и красоты.
Среди экспонированных работ не только картины, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Это ещё в большей степени подчёркивает национальное содержание её творчества. Приглашаем гостей и жителей нашего города посетить уникальную выставку в Витебском художественном музее, обладающим одной из самых больших коллекций художественных произведений, а также материалов о жизни и творчестве художницы.