Возвращение в Витебск Александра Алонцева

Выставка известного белорусского живописца, акварелиста, графика Александра Алонцева «Траектория творчества» открылась 31 июля в Витебском художественном музее.
Михаил Цыбульский выступает на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Вот уже два года, как Александр Алонцев, окончивший в 1963 году художественно-графический факультет Витебского педагогического института, покинул этот мир. Теперь в город, где он учился, возвратились его картины. Александр Алонцев родился и вырос в Бресте, и по окончанию худграфа вновь вернулся на свою родину, где активно занимался преподавательской деятельностью. Однако при жизни он не забывал и наведывал Витебск, в котором остались его друзья и коллеги по худграфу. На выставке представлены, в том числе, документальные материалы, рассказывающие о жизненном пути художника.

Экспозиция, словно символически открытая в последний июльский день, перед тем, когда на Западе отмечают Ламмас, праздник сбора урожая, раскрывает впечатляющие плоды его творчества. Мы искренне рекомендуем нашим читателям посетить выставку «Траектория творчества», где они столкнутся с природным миром во всей его подлинности, насыщенности и сияющей красоте.

А. Алонцев. Весна. Из серии «Поры года». 2009 г.

Великолепие природной среды

Конечно, не понимая всей удалённости подавляющего большинства современных людей от возможности непосредственного восприятия стихий, можно возразить, будто ничто не может так приблизить к природе, как прямое общение с ней. Хотя тут следовало бы вспомнить, чем для обывателя, как правило, является «выход на природу»… Отсюда и глубокая необходимость картин, подобных тем, которые писал Александр Алонцев, ибо они настраивают восприятие человека на постижение природной среды во всей её изначальности и глубине. А это необыкновенно обогащает его духовное существование.

А. Алонцев. Таинство. Триптих. «К 40-летию» (правая). 2011 г.

Потому произведения Александра Алонцева вряд ли можно назвать описательными. Используя реалистический метод, он концентрирует внимание зрителей на неуловимых в обычной жизни оттенках природного мира, его таинственности и красоте. И удивлённому посетителю остаётся пребывать в восхищённом и безмолвном созерцании, впитывая в себя живую энергию, которая льётся из этих картин.

А. Алонцев. Лютый февраль. 1998 г.

Показательно, что и работы в жанре натюрморта оставляют ощущение полноты пребывания в пространстве естественной среды, производя необходимые для художника акценты. Передача тончайших нюансов восприятия, присущих картинам Александра Алонцева, не является характеризующим его произведения, как исполненных характерной женской чувствительностью. При наличии душевной и изобразительной тонкости, это очень мужские работы, отмеченные фундаментальностью и невероятной глубиной. Мы видим здесь уже не просто природу родного края, ведь в изображении мастером естественного мира различаются масштабы космической жизни.

А. Алонцев. Цветы восхищают. 2009 г.

Мистика света

На мероприятии открытия выставки был презентован альбом-каталог Александра Алонцева «Траектория творчества». Авторами-составителями являются дочь художника, Инесса Ляликова, и искусствовед, доцент кафедры изобразительного искусства Витебского государственного университета Михаил Цыбульский. Витебскому искусствоведу принадлежат проницательные строки, характеризующие природу света в произведениях Александра Алонцева, исполненные поэтической возвышенности:

«Уже в ранних работах одним из самых мощных и изобразительно эффектных средств выразительности, которые использует Алонцев, становится свет. Свет чаще льётся потоком, создавая в композиции дополнительные ритмы, свет растекается в пространстве, растворяя в себе предметы и объекты природы, мерцает, вибрирует, отражаясь завораживающими хрустальными эффектами… Порой это не только тот или иной естественный источник света, но и просто фантастическое сочетание нескольких из них, в результате чего художник добивается буквально внутреннего свечения объектов, Именно свет, в первую очередь, и придаёт некую загадочность, таинственность многим образам в пейзажных композициях художника».

Дочь художника Инесса Ляликова с альбомом-каталогом, посвящённым творчеству её отца. Фото Георгия Корженевского

Действительно, свет в произведениях Александра Алонцева – это отнюдь не простой, профанический свет, исходящий от дневного светила. Светом наполнен воздух, предметы, растения, он является отдельной категорией в работах художника и в то же время составной частью композиции. Совершенно особую глубину свету придаёт его взаимодействие с метафизическим явлением в природе, определяемым как «сумерки». Согласно духовным традициям, это не просто часть суток, сумерки характеризуются как «трещина между мирами», позволяющая проскальзывать в иные слои бытия. Здесь кроется одно из оснований насыщенной метафизической глубины картин художника.

А. Алонцев. Для тех, у кого день рождения зимой. 1992 г.

Личность творца

На открытии выставки много вспоминали о впечатлениях от личности Александра Алонцева, его внутреннем и внешнем облике. Значительность этих впечатлений в полной мере соответствовала значимости его произведений. Профессор Галина Жукова, которая помнит Александра Алонцева ещё с 1959 года, когда они оба были абитуриентами и поступали на витебский худграф, говорила о его неординарном таланте и высоких человеческих качествах:

«Сразу этот человек бросался в глаза: своим ростом, своей красотой, своей эрудицией. Вступительные экзамены он сдал лучше всех, по живописи и по рисунку, и на протяжении всех лет обучения он был передовым. Настолько он был увлечён изобразительным искусством, что просто поражал своим усердием… И надо сказать, что он никогда не отказывал в помощи студентам, которые были несколько слабее. Свободно садился за чужой мольберт, и помогал выполнить работу».

На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

В открытии экспозиции принимали участие члены семьи художника, которые активно занимаются сохранением его наследия, организацией выставок. Выступления, на которых об Александре Алонцеве рассказывалось из первых уст как о муже и об отце, свидетельствовали о том, что его работы остались в надёжных, любящих и ответственных руках. Ведь действительно, сохранение творческого наследия художника и обеспечение ему достойного места в памяти потомков, во многом зависит от его родственников. История современного искусства знает много тому показательных позитивных и негативных примеров.

Также на мероприятии открытия выставки, которое вёл Михаил Цыбульский, вручались дары. Феликс Гумен, «заразивший» многих, в том числе и Александра Алонцева, любовью к акварельной живописи, что отмечалось в этот день выступавшими, вручил родственникам художника свою работу, посвящённую памяти коллеги и друга. Витебской областной библиотеке был подарен альбом-каталог «Траектория творчества». А Витебскому художественному музею родственники Александра Алонцева подарили акварельную работу «Дыхание весны».

Акварели Александра Алонцева. Вверху слева – «Дыхание весны». Фото Георгия Корженевского

Но этим дары не ограничились. Актриса Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Раиса Грибович исполнила для всех присутствующих белорусскую песню «Бяроза кудрава», которая является тем же гимном природе, каковым предстаёт всё творчество Александра Алонцева.

Песню исполняет Раиса Грибович. Фото Георгия Корженевского

Меткі: ,

Чытайце яшчэ