В Витебском художественном музее отпраздновали юбилей легендарного творческого объединения «Квадрат»
«Квадратовцы» и поклонники их творчества отметили 30-летие создания витебского творческого объединения художников «Квадрат».
Творческое объединение «Квадрат», было организовано 16 марта 1987 года, просуществовало оно семь лет. В задачу объединения входило создание альтернативного художественного движения оппозиционного официальному искусству и утверждение эстетических принципов русского авангарда и постмодернизма в художественной жизни Беларуси.
При создании в «Квадрат» вошли 10 художников разных стилевых направлений, представляющих, как беспредметное искусства, так и фигуративную живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптуру, графику. Основателями и главной творческой движущей силой «Квадрата» стали Александр Малей, Александр Досужев, Валерий Счастный, Николай Дундин, Александр Слепов, Валерий Чукин, Виктор Шилко, а также Татьяна и Юрий Руденко и Виктор Михайловский.
Творческое объединение «Квадрат» стало средой для индивидуального творческого процесса, ориентированного на определенные эстетические ценности. Работа «Квадрата» строилась в форме акций и акций-выставок. Первой акцией стала выставка «Эксперимент» (1988), посвящённая 110-летию Казимира Малевича, где кроме произведений членов «Квадрата», возможно, впервые в Витебске была представлена информация о Малевиче и Уновисе.
За семь лет своего существования витебский «Квадрат» представлял нашу культуру и искусство в Москве, Ленинграде, Берлине, Варшаве, Гданьске, Зеленой Гуре (Польша), Теруэле (Испания). Художники «Квадрата» выставлялись в Италии, Финляндии, Южной Корее, Канаде, США, Израиле, Австралии. Последней акцией творческого объединения «Квадрат» стало проведение 1 Международного пленэра «Малевич. УНОВИС. Современность», который проходил под эгидой международной общественной организации Фонда Сороса. Витебские авангардисты старшего и среднего поколения хотели воссоединить прерванную связь между художественной историей города 10-20-х годов и современностью, восстановить историческую справедливость и обогатить культуру Беларуси.
«Тоталитарная идеология советского государства контролировала все аспекты жизни общества, в том числе и искусство. Все выставки проходили через выставкомы с обязательным присутствием члена партийной номенклатуры, и, прежде чем открыть выставку, следовало пройти идеологическую цензуру. Активно велась борьба с буржуазными «измами», в частности с модернизмом и абстракционизмом. Художественная форма должна была иметь только один вид – реалистический, а направление в искусстве тоже одно – социалистическое. Официальное искусство признавало только социалистический реализм. С 1950-х и начала 1960-х годов в СССР начинают зарождаться ростки неофициального искусства или, как позднее скажут, – «второй культуры». Набирающее силу нонконформистское движение Ленинграда и Москвы в 1970-х годах противостоит идеологическому молоху и формирует культурное пространство для развития неофициального искусства. Именно эта социальная и культурная среда стала основой для образования в 1987 году творческого объединения «Квадрат» - повествует один из основателей легендарного витебского «Квадрата» Александр Малей.
К сожалению, за последние несколько лет ряды «квадратовцев» поредели, не стало Александра Досужева и Валерия Чукина. Коллеги и друзья художников, искусствоведы Татьяна Котович и Светлана Баранковская поделились воспоминаниями об ушедших мастерах палитры и кисти, а Николай Дундин объявил минуту молчания в их честь.
Завершилось юбилейное событие небольшим перформансом. Четыре художника, став по углам чёрного квадрата, расстеленного на полу, взорвали четыре хлопушки с блестящими конфетти, салютовав, таким образом, основателям и участникам «Квадрата», а также поклонникам их творчества.